Профсоюз

изображение_2024-03-20_205855669

 

Профсоюзные лидеры

развернуть

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

развернуть

Спрашивали - отвечаем: Аттестация педагогических работников

развернуть

Разъяснения по отдельным вопросам аттестации педагогических работников и определения стажа работы по специальности (в отрасли):

 

Вопрос. Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников предусмотрено использование п.20 только по одной должности. Означает ли это, что педагогический работник, аттестованный по данному пункту, не сможет больше им воспользоваться? Например, учитель 1 категории аттестовался на ту же категорию воспитателя. Может ли он аттестоваться по данному пункту на 1 категорию педагога дополнительного образования, методиста и др.? Если да, то сколько должно пройти времени с момента предыдущей аттестации?

 Ответ. Соблюдение ограничений по пункту 20 Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско- преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 (далее - Инструкция), предусмотрено для педагогических работников, претендующих на присвоение высшей квалификационной категории по нескольким занимаемым должностям единовременно. Педагогический работник, занятый в должностях «Учитель», «Воспитатель» и «Педагог дополнительного образования», в том числе на условиях совместительства у того же или иного нанимателя, и при наличии первой квалификационной категории учителя, может воспользоваться правом присвоения ему той же квалификационной категории по какой-либо одной из двух выше указанных должностей (либо по должности «Воспитатель», либо по должности «Педагог дополнительного образования»).


Вопрос. В соответствии с инструкцией о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли), утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31 октября 2002г. №45, в стаж работы по специальности в отдельных случаях засчитывается время военной службы. Например, после окончания учебного заведения молодой человек был принят на работу учителем, воспитателем и др., через некоторое время был призван на военную службу, а после службы в течение трёх месяцев был принят на работу на ту же должность. Можно ли включить время службы в армии в стаж по специальности для целей аттестации?

 Ответ. В соответствии с пунктами 18, 19 Инструкции претендовать на присвоение квалификационной категории педагогический работник имеет право при наличии у него соответствующего стажа работы в должности. В стаж работы должны быть включены периоды непосредственного нахождения в должности. В связи с тем, что аттестация педагогического работника - это изучение и оценка результатов педагогической деятельности аттестуемого, в стаж не включается период службы в армии, так как в данный период не осуществляется педагогическая деятельность.


Вопрос. Где должны проходить аттестацию педагогические работники, являющиеся штатными работниками учреждений культуры, здравоохранения и др.? Может ли быть создана аттестационная комиссия для аттестации педагогов в учреждении здравоохранения, культуры и др. при наличии достаточного для создания комиссии количества' педагогов первой и высшей категории или аттестация должна проводиться в комиссии органа управления образованием?

 Ответ. В соответствии с пунктом 11 Инструкции аттестационная комиссия создается в учреждениях образования и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с законодательством (далее - организации). Аттестационная комиссия организации создается для аттестации педагогических работников этих организаций, за исключением аттестации на присвоение и подтверждение квалификационной категории «учитель-методист». В случаях, предусмотренных частью первой пункта 15 Инструкции, а именно, в случае недостаточного количества педагогических работников для создания комиссии в организациях (количество членов установлено частью первой пункта 14 Инструкций), аттестационные комиссии создаются в отделах (управлениях) образования местного исполнительного и распорядительного органа. При этом педагогические работники организаций проходят аттестацию в аттестационной комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту государственной регистрации или по месту нахождения структурного (обособленного) подразделения соответствующих организаций. Таким образом, при достаточном количестве педагогических работников в учреждениях образования и организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с законодательством, в том числе системы здравоохранения и сферы культуры, аттестационная комиссия создается в данных учреждениях образования и организациях.


Вопрос. Учителю присвоена высшая квалификационная категория в 2008 году, которую он до настоящего времени не подтвердил. Может ли он в текущем году аттестоваться на высшую категорию педагога, дополнительного образования по п.20 инструкции?

Ответ. Педагогический работник, занятый в должности «Педагог дополнительного образования», имеющий высшую квалификационную категорию по должности «Учитель», в том числе присвоенную в 2008 году, может претендовать на присвоение ему высшей квалификационной категории педагога дополнительного образования согласно пункту 20 Инструкции.


Вопрос. Каким документом следует руководствоваться при определении стажа работы по специальности (в отрасли) граждан Украины, уехавших с постоянного места жительства в связи со сложившимися политическими и социально- экономическими условиями, и самостоятельно трудоустроившихся в учреждения образования Республики Беларусь? В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000г. №4 в стаж работы по специальности (в отрасли) после распада СССР (11 декабря 1991г.) засчитываются периоды работы только в Республике Беларусь и Российской Федерации. В то же время в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся - мигрантов (в редакции протокола от 25.11.2005г.) предусмотрено взаимное признание стажа работы во всех странах СНГ.

 Ответ. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь от 04.08.2011 № 1049, Министерство образования - республиканский орган, проводящий государственную политику в сфере образования, осуществляющий регулирование, управление и контроль за обеспечением качества образования и координирующий в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и государственных организаций. Дача официальных разъяснений законодательных актов Республики Беларусь, толкование и юридическая оценка по вопросам правоприменения не входят в компетенцию Министерства образования Республики Беларусь.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае обнаружения неясностей и различий в содержании нормативного правового акта, а также противоречий в практике его применения нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавший) этот акт, или, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, уполномоченный им орган осуществляют официальное толкование этих норм путем принятия (издания) соответствующего нормативного правового акта.

Вместе с тем по существу изложенного полагаем возможным отметить, что порядок и условия исчисления специального стажа работы по специальности (в отрасли) педагогического работника регулируется постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 «Об утверждении положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышении тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)»,

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенным в г.Москве 15.04.1994 (в редакции протокола от 25.11.2005) (далее - Соглашение), при трудоустройстве иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Украины, относящихся к категории трудящихся-мигрантов, предусмотрено взаимное признание трудового стажа, включая стаж на льготных основаниях и по специальности (статья 4 Соглашения). К трудящимся-мигрантам относятся лица, постоянно проживающие на территории Стороны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в Стороне трудоустройства. Данное Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам, к въехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам и к лицам, приезжающим специально с целью получения образования (статья 1 Соглашения).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.1994 № 474 «О полномочных органах Республики Беларусь по реализации Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2004 № 1056) полномочными органами Республики Беларусь по реализации Соглашения являются Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

свернуть

Спрашивали - отвечаем: Вопрос-ответ

развернуть

Вопрос: Должен ли контракт, заключаемый с государственным служащим - специалистом отдела образования, спорта и туризма райисполкома, обязательно предусматривать дополнительную меру стимулирования труда: повышение должностного оклада до 50%? Правомерно ли заключение контракта без этого условия?

Ответ: Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь ранее направлялся запрос в Администрацию Президента Республики Беларусь по вопросу применения к государственным служащим меры стимулирования труда в виде повышения должностного оклада не более чем на 50 процентов согласно подпункту 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее - Декрет) путем включения данной меры в контракты с государственными служащими.

Согласно ответу, полученному из Администрации Президента Республики Беларусь, Декретом и Положением о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2003 г. № 1271 (далее - Положение), предусмотрена дополнительная мера стимулирования труда работников, включая государственных служащих, наличие которой в контракте обязательно (по Декрету - повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством), по Положению - повышение должностного оклада (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством) в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного органа).

Вместе с тем отмечено, что с 1 июля 2013 г. введена новая система оплаты труда государственных служащих, предусматривающая исчерпывающий перечень стимулирующих выплат указанным категориям работников.


Вопрос: Следует ли производить доплату до минимальной заработной платы работникам, которым объявлено дисциплинарное взыскание: замечание или выговор, не предусматривающее в соответствии с коллективным договором лишение премии полностью или частично?

Ответ: Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее - Закон) минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется нанимателем при оплате труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Обязанности работников определены статьей 53 Трудового кодекса Республики Беларусь к числу которых относится добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей, в том числе выполнение установленных норм труда, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка и другие.

Оценка выполнения работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, относится к компетенции нанимателя.

Таким образом, если работником не выполнены обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, то доплата до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) ему производиться не будет.

Статьей 9 Закона установлено, что споры по вопросам применения законодательства об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом.

 

Вопрос: Учитываются ли при определении размера доплаты до минимальной заработной платы повышения тарифных ставок (окладов) за особый характер труда, устанавливаемые в соответствии с таблицей 42 приложения №3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000г. №6?

Ответ: В соответствии с частью второй пункта 4 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 (далее - постановление № 6) исчисленные размеры повышений тарифных ставок (окладов) и повышения, установленные от тарифной ставки первого разряда (в том числе и размеры повышений, установленные в соответствии с таблицей 42 приложения 3 к постановлению № 6), суммируются с тарифной ставкой (окладом) и формируют ставку (оклад).

Таким образом, указанное повышение входит в состав начисленной заработной платы и соответственно учитывается при определении размера доплаты до минимальной заработной платы.


Вопрос: Водителю автобуса, занятому перевозкой детей в учреждения образования, установлено разделение смены на две части с перерывом в работе свыше двух часов. Разрешается ли ему во время данного перерыва работа по совместительству по другой профессии (должности)?

Ответ: Согласно статье 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - Трудовой кодекс) совместительство - выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.

Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной статьями 111 - 114 Трудового кодекса, если иное не установлено Трудовым кодексом.

Согласно статье 127 Трудового кодекса на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на отдельные части с перерывами продолжительностью не менее двух часов, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Поскольку перерыв включает в себя перерыв для отдыха и питания, то выполнение работы по совместительству в этот период, по нашему мнению, не представляется возможным.

Кроме того, обращаем внимание, что при определении рабочего времени и времени отдыха для водителей автомобилей, необходимо строго руководствоваться соответствующим положением, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 25 ноября 2010 г. №82.


Вопрос: Каким документом следует руководствоваться при определении стажа работы по специальности (в отрасли) граждан Украины, уехавших с постоянного места жительства в связи со сложившимися политическими и социально - экономическими условиями, и самостоятельно трудоустроившимися в учреждения образования Республики Беларусь? В соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000г. №4 в стаж работы по специальности (в отрасли) после распада СССР (11 декабря 1991 года) засчитываются периоды работы только в Республике Беларусь и Российской Федерации. В то же время в Соглашении о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся - мигрантов (в редакции протокола от 25\11.2005г.) предусмотрено взаимное признание стажа работы во всех странах СНГ. Учитываются ли квалификационные категории, присвоенные специалистам в Украине и других странах СНГ, при их трудоустройстве в Республике Беларусь?

Ответ: Порядок исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли) установлен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4.

Согласно статье 1 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов данное Соглашение не применяется к беженцам и вынужденным переселенцам.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Трудового кодекса Республики Беларусь присвоение специалистам соответствующей квалификации осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих.

Присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым ими должностям в учреждениях образования осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормами Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты от 2 января 2012 г. № 1, а также постановлением Министерства образования от 22 августа 2012 г. № 101.

свернуть

Профсоюзный комитет

развернуть

IMG_0661_cr

Профсоюзный комитет –  важная организация, объединяющая наш  трудовой коллектив. Ему доверено право защиты интересов и прав работников, и  степень решения проблем, которые он решает, – является своего рода индикатором уровня управленческой деятельности.

Вместе с тем, профсоюзный комитет школьной первичной организации является частью отраслевого профсоюза и от выполнения им основных задач зависит эффективность профсоюзной  работы в целом.

Социальное партнерство администрации  и профкома – это  залог  успешной профессиональной деятельности, ведь в  поле зрения  стоят актуальные вопросы, которые решает  современная система образования.

Среди них:

защита профессиональных и трудовых потребностей членов профсоюза;

забота об улучшении условий труда, материальном обеспечении сотрудников, здоровье работников и их семей;

осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, удовлетворение культурных запросов работников;

выполнение  решений вышестоящих профсоюзных органов, решений конференций и общих собраний.

   Администрация школы и профсоюз заинтересованы в достижении общей цели: обеспечении благоприятных условий для полноценного труда работников, гарантий, установленных законодательством.

  • осуществляет руководство и текущую деятельность профсоюзной организации учреждения образования в период между собраниями;
  • созывает профсоюзные собрания;
  • принимает решения о вступлении в коллективные переговоры с руководителем по заключению коллективного договора, осуществляет контроль за его выполнением;
  • осуществляет общественный контроль за соблюдением в учреждении законодательства о труде;
  • осуществляет общественный контроль за соблюдением руководителем законодательства об охране труда, содействует охране здоровья, созданию здоровых и безопасных условий труда;
  • не допускает принятия решений и осуществления действий, нарушающих Устав Федерации профсоюзов Беларуси, Устав Белорусского профессионального союза работников образования и науки;
  • осуществляет систематическое оперативное информирование членов профсоюза о позиции и деятельности Белорусского профессионального союза работников образования и науки,  обеспечивает гласность своей работы.
свернуть

Ссылки на сайты профсоюзных объединений

развернуть

Федерация профсоюзов Беларуси   

https://fpb.1prof.by/

Белорусский профсоюз работников образования и науки

https://estu.1prof.by/

Минский областной комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки

https://minsk-obkom.by/

Вилейский районный комитет Белорусского профсоюза работников образования и науки

https://vileyka-edu.gov.by/

свернуть
поделиться в:
Ещё в этом разделе