Информационная компания ко дню людей с аутизмом

2 апреля день распространения информации об аутизме

 

Внимание, аутизм!

развернуть

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты – подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.

Согласно принятой в РБ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

Кроме диагноза детский аутизм, особое внимание уделяется  расстройствам аутического спектра, то есть расстройствам, объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.

Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают РАС не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой.

Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень и очень подробно, но, тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.

Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм:

 До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Известно, что в этиологии и патогенезе данного расстройства важную роль играют генетические и биологические факторы (в том числе органическое поражение головного мозга вследствие хромосомных или метаболических нарушений).

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

Аутизм-это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.

Аутизм-это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.

Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые  три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:

  • безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;
  • отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;
  • наличие стереотипных движений руками и пальцами;
  • отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;
  • особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).

Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные – "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".

Дошкольный возраст - это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.

К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).

Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически-фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии и начинают искать помощи у специалистов.

 Ошибочное суждение об аутичных детях, это представление о  том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, он живёт в своём собственном особенном мире, погружен в свои фантазии и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.

Аутизм, как ни какое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме–это профилактика шарлатанства. Как только появляется какое-нибудь заболевание, достаточной информации о котором родители не получают и заболевание это является хроническим и длится много лет, то немедленно вокруг таких семей скапливаются различные чудо-целители, предлагающие непроверенные средства, какие-то чудесные таблетки, средства и так далее, и направляют семью по неверному пути. Правдивая информация об аутизме должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжёлым, но правильным путём, не теряя впустую времени и денег.

Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Важно помнить тот факт, что аутизм и расстройства аутичного спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами и, следовательно, не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам с расстройством аутичного спектра. Из-за такой вариабельности подход к реабилитации должен быть максимально индивидуальным, а добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд для целого ряда специалистов и родителей ребёнка.

Детский аутизм-заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.

Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.

свернуть

К вопросу о поддержке детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

развернуть

Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира. Аутизм – психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями.

В настоящее время в мире статистическая оценка людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) составляет примерно 1 % населения. По данным ВОЗ, один ребенок из 160 имеет какое-либо расстройство аутистического спектра.

Причины РАС широко исследуются. В числе основных называются генетические и экологические, то есть наследственность и влияние окружающей среды. В мире выросла осведомленность об аутизме. В 2015 году государства – члены Организации Объединенных Наций приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. В документе международное сообщество подтвердило свою приверженность инклюзивному, доступному и устойчивому развитию. В этом контексте, по мнению ООН, участие людей с аутизмом в жизни общества имеет важное значение для реализации целей в области устойчивого развития (ЦУР).

Кроме данного диагноза, особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра. Некоторая часть людей с РАС имеют сопутствующую интеллектуальную недостаточность, расстройство моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушение сна. Для них характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность. К подростковому возрасту у некоторых детей с аутизмом развивается эпилепсия.

У определенной части аутистов интеллект соответствует норме, нередко у них присутствуют удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир.

Аутизм как заболевание окружен множеством мифов, налетом таинственности и необычности. Правдивая информация о болезни должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжелым, но правильным путем.

Своевременное обращение к специалистам в области охраны психического здоровья и вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребенка. Аутизм и расстройства аутистического спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами. Поэтому не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам. Реабилитация пациентов должна быть максимально индивидуальной. А добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд его родителей и целого ряда специалистов.

Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители испытывают сложные переживания, возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств, сильные стрессы из-за проблемного поведения или необходимости постоянно контролировать малыша. Нередко они также нуждаются в поддержке и консультациях специалистов.

Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. Необходимо помнить, что ребенок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в его первые три года жизни. К этому времени окончательно складываются основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность.

Раннее и точное выявление причины аутистического поведения во многом определяет прогноз на дальнейшее развитие ребенка, а также на применяемые методы коррекции или биомедицинского воздействия.

Современные подходы в диагностике и реабилитации детей с аутизмом и другими дезинтегративными расстройствами требуют тесного взаимодействия образовательной, социальной и медицинской систем, общественных организаций, преемственности во взаимодействии реабилитационных структур и подразделений Министерства здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь детям.

В Республике Беларусь родителей детей с аутизмом объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители». Члены этой организации затронули широкий круг проблем, связанных с оказанием помощи детям с РАС, в результате чего возникла необходимость создания на межведомственном уровне координационного совета, в состав которого вошли: представители комитета по образованию, здравоохранению, труда, занятости и социальной защите Мингорисполкома, представители общественных организаций и др. В настоящее время расширяется сеть ресурсных Центров для развития интегрированного обучения и воспитания, и оказания комплексной помощи детям с РАС. Создание таких центров является инновационным направлением в развитии специального образования.

свернуть

Детский аутизм. Признаки

развернуть

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10 000 населения.

По статистике, глубокая форма аутизма встречается только у 1 ребенка из 1 000.

Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием патологии - недостаточности центральной нервной системы.

 ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МЛАДЕНЦЕВ

Полностью картина заболевания формируется у ребёнка к 2,5-3 годам, но ранние симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка.

У аутичных детей нарушается "комплекс оживления", характерный для нормально развивающихся младенцев:  такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.

Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.

 ПРИЗНАКИ АУТИЗМА У МАЛЫША Есть признаки, по которым можно распознать склонность к аутизму уже у шестимесячного младенца:

  1. Излишняя пассивность: ребёнок не плачет, не двигается, не интересуется окружающим миром. 
  2. Чрезмерная активность: все время плачет, нервничает, вертится. 
  3. Отказ от материнского молока. 
  4. Отсутствие реакции на голоса и на появление родителей. 
  5. Попытка уклониться от прикосновения родителей. 
  6. Нежелание устанавливать контакт глаз с предметами или с родителями, то есть незаметно, чтобы ребенок смотрел в глаза или что-то разглядывал. 
  7. Возможно отставание в развитии. 
  8. Может быть ускоренный рост окружности головы, черепа.

В более взрослом возрасте можно выделить следующие симптомы раннего детского аутизма:

  1. Одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  2. Отгороженность от внешнего мира;
  3. Сопротивление любым переменам обстановки;
  4. Склонность к повторяющимся действиям, словам;
  5. Однообразие интересов и пристрастий;
  6. Слабость эмоциональных реакций на близких,  даже на мать (вплоть до полного безразличия);
  7. Нарушения развития речи (ребёнок не говорит  или говорит очень много, но общается с «невидимым собеседником»);
  8. Повышенная тревожность, страхи;
  9. Плохая реакция на зрительные и слуховые стимулы (в раннем возрасте у таких детей могут подозревать слепоту или глухоту);
  10. Наличие ритуалов;
  11. Наличие сверхпривязанности к некоторым предметам, нежелание с ними расставаться.

Любой из этих признаков, а тем более их совокупность, должен насторожить родителей. В то же время, мамам и папам не следует проявлять излишнюю нервозность. Нужно помнить, что каждый младенец обладает своим собственным характером, своими личными особенностями. Поэтому оценивать состояние ребенка и ставить диагноз должны  врачи. Задача родителей - быть внимательными к своему малышу и вовремя обращаться за помощью.

 ПОВЕДЕНИЕ АУТИЧНОГО РЕБЁНКА.

Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегают телесных контактов, отстраняются от ласки близких.

 Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:

  • ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
  • РЕЧЕВЫЕ СТЕРЕОТИПЫ – эхолалия (автоматическое повторение чужих слов), мутизм (отказ от речи, ребёнок постоянно молчит), набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи могут опережать сверстников в норме, а другие  -  отставать. Особенностью речи является речь о себе во втором или третьем лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.
  • ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ стереотипы – чрезвычайно чувствительны к перестановке предметов. Изменение в обстановке вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись согласия аутичного ребёнка. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
  • СОЦИАЛЬНЫЕ стереотипы – наличие разнообразных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.
  • ИГРОВЫЕ стереотипы – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне однообразно. Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры (в школу, в больницу, в магазин и т.д.), отсутствует интерес к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих отношения между людьми.

 КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С АУТИЗМОМ?

Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

В настоящее время применяют так же широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и показания к их применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

Чего ждать?

К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%.

 Родителям требуется  много любви, терпения и мудрости в воспитании аутичного ребёнка.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

развернуть

 Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение.

  1. Не отказываться от себя во имя ребенкаэто не способствует развитию и социализации ребенка.
  2. Все взрослые члены семьи должны достичь единства в понимании поведения и нужд ребенка, а также предъявляемых к нему требований.
  3. Внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вести дневник наблюдений.
  4. Не сравнивать своего малыша с другими детьми, ориентироваться на динамику достижений самого ребенка, а не на возрастные нормы.
  5. Не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных действий:чем упорнее родители настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Стараться найти способы «переключить» внимание ребёнка на что-то другое, а потом вернуться к своему требованию.
  6. Прежде всего необходимо организовать и соблюдать его режим дня,аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур.
  7. Важно также научить ребёнка основным гигиеническим навыкамЕсли ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, его нельзя ругать. Надо быть терпеливым и спокойным, меняя его одежду, но не прекращать действий по воспитанию у него этих навыков.
  8. При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
  9. Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.
  10. Необходимо научить ребенка слову “стоп”.Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются.
  11. Аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в этом.
  12. Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движенийЭто можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте.
  13. Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети; большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение.
  14. Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок место, где ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать.
  15. Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло.Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата.
  16. Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети – аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку.
  17. Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.
свернуть

Десять фильмов об особенных детях: смочь, суметь, победить!

развернуть

«СОТВОРИВШАЯ ЧУДО» (1962). Режиссёр Артур Пенн.

В 1959 году Уильям Гибсон написал пьесу, основанную на автобиографии слепоглухой американки Хелен Келлер. Пьеса с успехом шла в театре и тогда тот же самый бродвейский режиссёр снял одноименный фильм. Главные роли в картине исполняли те же актёры, что и в спектакле.

Хелен Келлер — слепоглухая американская писательница, преподавательница и общественный деятель, получившая, - первая с такой болезнью, - образование в Гарварде. Она родилась нормальным здоровым ребенком в прекрасной любящей семье. Однако в возрасте 19 месяцев, после острого воспаления мозга и желудка, Хелен лишилась зрения и слуха, что для такого маленького ребёнка означало и немоту. Фильм как раз и повествует о её непростых детских годах, о взаимоотношениях с учительницей, которая когда-то пережила слепоту сама и пытается научить ребенка понимать смысл вещей, жестов, открывать мир. Сильный фильм, в котором эмоции бьют ключом. Родители практически сдались, и если бы не учительница…

Несмотря на столько страданий, история Хелен окрыляющая и вдохновляющая. Фильм не заставляет как-то сразу переоценить свою жизнь или приоритеты, а скорее внушает веру в себя, в свои способности. Знаки, которые Энн старательно писала на руке своей ученицы, превратятся в слова, напоминая нам о надежде, которая никогда не умирает. О дружбе, которая преодолевает ненависть и непонимание. О силе воли, которая способна творить чудеса.

Фильм занимает 15 место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства и у него есть два ремейка, «Сотворившая чудо» (2000) и «Последняя надежда» (2005), каждый из которых по-своему хорош.


«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (1968). Режиссёры Гарник Аразян, Борис Бушмелёв.

Это короткометражная история по мотивам одноименной сказки Валентина Катаева рассказывает о девочке Жене, которая получает подарок от волшебницы – чудесный цветик-семицветик. Если оторвать от него один лепесток, можно загадать любое желание, и оно обязательно исполнится. Однако лепестков всего семь. И поэтому исполненные шесть желаний Женей мгновенно забылись, но седьмое, последнее — вернуть здоровье заболевшему другу Вите — приносит девочке подлинную радость. Конечно, как и сказка, так и фильм, имеют педагогическое предназначение и моральный подтекст. Но в этом нет ничего плохого. История простая и понятная детям. Учит вниманию, доброте и сопереживанию. Учит делать добро и принимать помощь.

«ЗВЕЗДОЧКИ НА ЗЕМЛЕ» (2007). Режиссёры Аамир Кхан, Амол Гуптэ.

В этом фильме совершенно потрясающая игра ребенка. Живые эмоции, настоящая радость и полноценная боль – веришь каждому слову и движению Даршил Сафари. Юный актер удивительно точно и искренне смог передать жизнь восьмилетнего Ишана Авасти, который с самого рождения отличается от других детей. Ему дается с трудом то, что у других получается очень легко. Мир не понимает этого ребенка, как и его собственные родители. Когда Ишан в третий раз проваливает экзамены в школе, его отец в наказание отправляет мальчика в школу-интернат. Одиночество губит ребенка, он осуждает себя за расставание с родителями, но и не может их простить. Однажды в жизни Ишана появляется временный учитель рисования Рам Никум, — единственный, кто понимает этого ребенка. Рам ставит перед собой цель изменить жизнь мальчика и отношение окружающих к нему…

Учителя рисования Рама Никумба играет сам режиссёр Аамир Кхан. У Аамира трое детей. После премьеры он сказал: «Начнём с того, что я думал, что я хороший отец, но этот фильм изменил мой взгляд на собственных детей и на детей вообще. Так что на меня он оказал очень позитивное влияние, и я надеюсь, что тоже самое произойдет со зрителями по всему миру».

Светлый и добрый фильм, напоминающий нам, что каждый ребенок уникален. И больше всего ему нужны любовь, поддержка и внимание родителей.

«Когда я готовился к съемкам, то консультировался у психолога, - рассказывает режиссёр. - Он мне сказал кое-что интересное о том, что родители должны знать о нуждах своих детей.

A) Они нуждаются в безопасности. Все время они должны чувствовать себя в безопасности.

B) Доверие. Вы должны доверять им, доверять без сомнений. Если Ваш ребенок говорит, что он не делал чего-то, верьте ему.

C) Достоинство. Вы должны видеть в своем ребенке человека.

D) Любовь. Но без других трех составляющих любовь бессмысленна. Когда я услышал это, то первое, о чем я подумал: «Мне тоже всё это нужно. Не только детям. Я должен чувствовать себя в безопасности, мне нужно доверие, мне не нравится, когда меня оскорбляют, и мне нужно много любви».

Конечно, этот фильм – немного сказка… Но такая сказка, которую хочется пересмотреть еще раз.

«ПЕРЕД КЛАССОМ» (2008). Режиссёр Питер Уэрнер.

Фильм основан на автобиографической книге Брэда Коэна «Front of the ClassHow Tourette Syndrome Made Me the Teacher I Never Had» («Перед классом: Как синдром Туретта сделал меня учителем, которого у меня никогда не было»).

С шести лет Брэд страдает синдромом Туретта. Его симптомы — частые моторные и вокальные тики, которые невозможно подавить. Тем не менее, Брэд бросает вызов всем барьерам и неприятностям, и даже двадцать четыре отказа подряд не останавливают его на пути к своей мечте — стать учителем...

Американский актер Джеймс Волк прекрасно сыграл Бреда Коэна, несмотря на то, что это был его дебют в кино. Он настолько проникся ролью, что с тех пор работает волонтёром в «Camp Twitch and Shout» в Джорджии, лагере для детей от 7 до 17 лет, страдающих синдромом Туретта.

Болезнь – это не приговор, считает Брэд и совершенно не скрывает и, что важнее, не стесняется своей болезни. Он принимает себя таким, каким он есть, - без вины, без комплексов, без самобичевания. Брэд хочет жить полноценной жизнью и стремится за своей мечтой. И он её достигает.

Фильм, безусловно, воодушевляющий, учит преодолевать трудности, не падать духом, стремиться к своим мечтам. Простая, человечная и очень душевная история.

«САЙМОН БИРЧ» (1998). Режиссёр - Марк Стивен Джонсон

Фильм снят по мотивам романа Джона Ирвинга «Молитва об Оуэне Мини». Американский писатель полагал, что его роман не может быть успешно претворён в фильм и продал права на экранизацию под условием, что его название будет изменено. Альтернативный вариант названия «Саймон Бирч» был предложен самим автором. Режиссёр фильма Марк Стивен Джонсон сам написал сценарий, опустив большую часть второй половины романа и изменив концовку. Сюжет фильма вращается вокруг 12-летнего Джо Вентворта и его лучшего друга Саймона Бирча.

Все люди разные. У каждого свои интересы, свои мечты, свои страхи, а вот что делать, если ты совсем не такой как все, причем не только внешне?

Саймон Бирч - карапуз с большими амбициями, маленький мудрец, родившийся непохожим на всех и поэтому понимающий многое лучше остальных. Сразу после рождения мальчика врачи заявили, что он не протянет и дня. Но Саймон прожил этот день, затем месяц, потом — годы. Самый маленький житель в своем городе, он уверен, что рождён для великих дел. Рост актера Йена Майкла Смита, который сыграл Саймона, всего 94 см. Это маленький человек с большим сердцем. Саймон убеждён: скоро он совершит подвиг, правда, еще не знает, какой. Пока же будущая знаменитость терроризирует своего учителя и местного священника, убеждая несчастных взрослых в собственной уникальности.

Фильм получился очень чувственный и эмоциональный, его надо не смотреть, а проживать вместе с героем. Прочувствовать, как это в 12 лет дотягиваться до дверной ручки только при помощи табурета… Как жить, когда собственные родители ненавидят тебя и чувствуют за тебя только стыд… Когда твои зубы и большая голова пугают людей, твои ноги не желают тебя слушаться, на твоем кнопочном носу очки размером с телескоп, за ушами слуховые аппараты, а голос твой напоминает писк придушенной кошкой мыши….

Другой бы на месте этого ребёнка превратился бы в озлобленное, угнетённое существо или покончил с собой… Но Саймон не таков… Какой же он тогда? Смотрите этот милый и глубокий фильм, который, возможно, послужит вам и вашим детям волшебным пенделем и заставит не только мечтать, но ещё и действовать.

«КОРОЛЬ ГОВОРИТ» (2010). Режиссёр Том Хупер. 16+

В этом фильме нет детей, но детство короля, измученного страшным нервным заиканием и сомнениями в своих способностях нормально говорить, присутствует в каждом кадре. Картина начинается с того, что в 1925 году, уже будучи тридцатилетним и женатым молодым человеком, герцог Йоркский Альберт — по просьбе своего отца выступает с заключительной речью на имперской выставке перед собравшимися на стадионе «Уэмбли» зрителями и радиослушателями. Но выступление получается ужасным: Альберт сильно заикается и делает долгие паузы, часть его слов остаётся непонятной для большинства слушателей. Будучи по характеру скромным, застенчивым и не публичным человеком, он страдает от того, что вынужден стать посмешищем для всей страны.

Девять лет спустя Берти, как обычно называют в семье Альберта, всё ещё безуспешно пытается решить проблемы с заиканием, посещая сеансы различных логопедов. После очередного неудачного сеанса, едва не подавившись шариками, которыми он набил рот по требованию логопеда, Берти заявляет, что больше не будет ни у кого лечиться от своего недуга. Его супруга Елизавета не сдаётся и находит австралийского специалиста Лайонела Лога, чьи методы, по отзывам многих пациентов, не ортодоксальны, необычны и противоречивы, но при этом дают желаемый результат.

Елизавете с трудом удаётся уговорить отчаявшегося мужа сделать еще одну попытку вылечиться от заикания. На первом сеансе Лог, надев на принца наушники, чтобы тот не мог слышать свой голос, просит прочитать его монолог «Быть или не быть» из трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет. Альберт не верит Логу и уходит, посчитав и эту попытку безнадёжной. На прощание логопед успевает подарить ему пластинку с записью его речи. Альберт слушает запись своего монолога, который он прочитал без заикания и возвращается к специалисту…

С одной стороны, это классический сюжет о борьбе внешне идеального героя с тяжёлым недугом и победе над ним. С другой стороны – это очень искренняя и человечная история о ребёнке, который рос с кучей комплексов, терзаний, заниженной самооценкой и отсутствием веры в себя. При этом совсем не важно, король он или нищей. Очень жизнеутверждающая и мотивирующая история, которая придаёт силы и укрепляет веру.

«КОСТЯНИКА. ВРЕМЯ ЛЕТА» (2006) Режиссёр Дмитрий Фёдоров.

Лето 1995 года. Подмосковный посёлок. Тут, как водится, кипит своя веселая дачная жизнь. Старшеклассники, опьяненные свободой трехмесячных каникул, ведут себя соответственно возрасту. Ежевечерние собрания, громкая музыка из магнитофона, бренчание гитары, легкий флирт. В этой легкомысленной, ни к чему не обязывающей обстановке и рождается настоящее чувство между 15-летней Никой и 16-летним Костей.

Ника — девушка из обеспеченной семьи, ее отец — известный художник. Ее мама умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает Нику гувернантка Полина. У отца молодая жена и, по сути, своя жизнь. Полина — женщина строгая, без особых сантиментов, со своими амбициями. Так что живет девушка в полном материальном достатке, в шикарном коттедже, но с пустотой в душе. Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику, смог стать ей другом. Но главная интрига в том, что девушка инвалид, и её недуг еще больше обостряет сюжет.

Но мы же знаем: любовь творит чудеса, и благодаря Косте девочка становится на ноги. Конечно, сказка) Но какая трогательная, душевная и светлая.

Нику сыграла актриса Ольга Старченкова. Кастинг на эту роль проходил сложно. «Мы пересмотрели 150 человек, - рассказывает режиссёр Дмитрий Фёдоров. После личного разговора с каждым я отобрал 10 реальных претендентов. Что было для меня основным критерием на роль, которую играла Ольга? Это наличие какой-то… внутренней проблемы. Потому что играть инвалида очень сложно, надо иметь какую-то внутреннюю боль. В юности это очень сложно себе представить. И с каждым я разговаривал: «Ты можешь себе представить, что ты абсолютно готов к любви и при этом ты точно знаешь, что у тебя никогда её не будет?» И вот оказалось, что Ольга точнее всего попала в эти переживания». Ольга продолжает разговор: «Сцена вставания Ники была самая сложная. Так как я не инвалид, то представить, изобразить, как девушка встала… Даже физически это было трудно представить, не говоря о внутреннем состоянии…».

«ТЭМПЛ ГРАНДИН» (2010) Режиссёр Мик Джексон.

Фильм снят по мотивам книги Тэмпл Грандин и Маргарет Скариано «Отворяя двери надежды» (Emergence: Labeled Autistic, 1986) и книги Тэмпл Грандин «Мыслить изображениями» (Thinking In Pictures: And Other Reports From My Life With Autism, 1996).

В 2010 году журнал Time, составляя список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои», включил в него женщину по имени Тэмпл Грандин. Доктор животноводства, профессор Колорадского университета, эксперт по поведению крупного рогатого скота и… женщина аутист, которая добилась невероятно «высокого уровня функционирования в обществе, несмотря на свойственные этому расстройству психологические проблемы».

История в фильме рассказана самой Тэмпл через показ её собственных воспоминаний. В детстве она была замкнутым и закрытым ребенком, склонным к истерикам. Мать не стала помещать ее в специальное учреждение для психически больных детей, как рекомендовали врачи, а сделала всё, чтобы девочка адаптировалась к окружающему миру и научилась взаимодействовать с людьми. Гармонично и зрелищно показан длинный, полный драматизма путь, который прошла Тэмпл, прежде чем стать известным учёным.

К сожалению, в нашем обществе человек, отличный от других и страдающий психическим заболеванием, как правило, вытеснен из жизни общества. Но сострадание, помощь окружающих и вера в человека могут открыть двери надежды всем детям с особенностями. Кино послужит прекрасным примером мужества одного человека, а также доброты и терпения других, помогавших ему преодолевать трудности. Быть другим не значит быть хуже.

«ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО» (2011) Режиссёр Стивен Долдри.

Фильм снят по мотивам романа Джонатана Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud and Incredibly Close, 2005).

Оскар Шелл страдает синдром Аспергера, у него серьёзные трудности в социальном взаимодействии. Отец пытался лечить сына от страхов, придумывая для него игры-расследования. И вот 11 сентября 2001 года. В этот трагический для Америки день класс 11-летнего Оскара пораньше отпустили домой из-за ужасающих событий, потрясших страну. Когда мальчик добирается домой, на автоответчике он обнаруживает пять пришедших сообщений от своего отца Томаса, который находится на деловой встрече во Всемирном торговом центре. Телефон звонит в шестой раз, но напуганный Оскар не может заставить себя ответить. Автоответчик записывает шестое сообщение, которое прекращается в момент падения второй башни. Оскар понимает, что его отец погиб. Чтобы лишний раз не расстраивать мать, он заменяет старый автоответчик на только что купленный…

Спустя год после трагической кончины отца Оскар наконец-то решается войти в его комнату. Там, в случайно разбившейся синей вазе, он обнаруживает конверт с фамилией «Блэк», внутри которого лежит ключ. На газетной вырезке мальчик видит обведённые красным маркером слова «Не прекращай искать». Оскар твёрдо решает разгадать полсание отца…

«ВСЕЛЕННАЯ СТИВЕНА ХОКИНГА» (2014) Режиссёр Джеймс Марш.

Фильм снят по мотивам мемуаров Джейн Хокинг «Путешествие к бесконечности: Моя жизнь со Стивеном» (Travelling to Infinity: My life with Stephen, 2007).

Стивен Хокинг рос обычным ребёнком и поначалу не проявлял выдающихся способностей. Однако учился хорошо и это позволило ему поступить в Оксфордский университет. На третьем курсе Хокинг начал замечать за собой некоторую неуклюжесть, он часто падал и ронял вещи. Тем не менее, это не помешало Стивену закончить обучение в Оксфорде с отличием. Следующей ступенью в получении ученой степени по физике стал Кембридж. Однако состояние здоровья молодого учёного ухудшалось и неловкость уже нельзя было списать на усталость или рассеянность. В возрасте 21 года Хокингу поставили диагноз - боковой атрофический склероз (болезнь Лу-Геринга) - заболевание, уничтожающее нервные клетки, отвечающие за управление мышцами. Врачи выяснили, что болезнь прогрессирует и жить Стивену осталось не больше двух лет. Сегодня Хокингу 73 года, он был дважды женат и у него трое детей. И к тому же он очень известный учёный.

История жизни Стивена Хокинга — хорошая мотивация для тех, кто уже перестал видеть свет в конце тоннеля. Биографический фильм о парализованном учёном – это и романтическая история любви, и драматическая летопись внутренней борьбы и внешних открытий.

Конечно же, этот список фильмов не претендует на полноту и широкий охват и будет расширяться. Делитесь своими впечатлениями о других мотивирующих картинах на эту тему. Давайте узнаем обо всех жизнеутверждающих фильмах, располагающих к размышлению, заряжающих позитивной энергией и дарящих надежду!

свернуть
поделиться в: