Советы учителя-дефектолога

9cabceef-fd41-4417-bb65-5ad285660c73

Уважаемые родители!

         Если у вашего ребёнка возникли трудности в учёбе (у ребёнка неправильная речь, допускает много ошибок при письме, читает с ошибками, не понимает прочитанное,  не справляется по математике и т.д.) вы можете обратиться в ГУО "Вилейский районный ЦКРОиР", по адресу: г. Вилейка,        ул. Гагарина, 14а, телефон 80177136306. Там создана  психолого-медико-педагогическая комиссия. Комиссия занимается диагностической деятельностью с целью выявления детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

Проведение психолого-медико-педагогического обследования проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с ОПФР по инициативе:

развернуть
  • законного представителя;
  • учреждения образования;
  • учреждения социального обслуживания;
  • организации здравоохранения.

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

  • выписка из медицинских документов (подробная выписка истории развития ребенка, осмотр узких специалистов ЛОР, ОКУЛИСТ);
  • справка организации здравоохранения (консультативное заключение детского психиатра Минского областного психоневрологического диспансера: г.Минск, ул. П.Бровки, 7, тел. регистратуры 331-85-78);
  • педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок (в педагогической характеристике отражаются сведения об обучающемся, состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы; содержание мероприятий, направленных на повышение уровня его интеллектуального и личностного развития, другое).
  •   кроме этого предоставляются результаты продуктивных видов деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования или письменные работы учащихся.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.

Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя.

Законному представителю ребенка с особенностями психофизического развития в случае его несогласия с обучением и воспитанием ребенка по образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись - и членами психолого-медико-педагогической комиссии.

свернуть

Игры для развития грамматического строя речи

развернуть

«ОДИН-МНОГО»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.

Пример:  стол – столы,  шапка – шапки.

«ПОСЧИТАЙ-КА (1-5)»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек. Затем усложняем: Одно красивое поспевшее яблоко, два красивых поспевших яблока, три…и т.д.

 «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

Пример: предложить ребенку несколько картинок(либо прдметов), затем их перевернуть (или закрыть), (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать  картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

 «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок - носочек

«ИЗМЕНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложениях

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,  ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп,           Они едят суп.

свернуть

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

развернуть

ИГРА «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

ВЗРОСЛЫЙ:

«Повторите ряд гласных: А, О, У.

Сколько в нем звуков?

Какой звук первый, второй, третий?

Какой звук стоит после А, перед У, между А и У?» 

 «ПОЙМАЙ ЗВУК»

ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук   «Д»:

А, К, В, Д, У, С, И, Д, З, Н, Д

Аналогичная работа проводится с другими звуками, как  гласными, так и согласными. 

«ПОЙМАЙ СЛОВО»

ВЗРОСЛЫЙ: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со  звуком  «Р»:

Рама, лампа, дача, лыжи, рыжий, дыня, рыба, лодка, радуга, 

Тот же порядок работы — со звуками  С, 3, Ш, Ж, Л. 

«ИСПРАВЬ МЕНЯ»

ВЗРОСЛЫЙ: «Я буду тебе называть слова неправильно, а ты будешь меня исправлять».

(в словах звук пропускается или заменяется тот, который на  этапе автоматизации)

 Р -ыба,  ак, лабота;    Ш -апка, уба,  суба;  Л  -  ук, асточка,  вампа.

РЕБЕНОК исправляет

«ПОЙМАЙ ЗВУК». «ПОЙМАЙ ПЕСЕНКУ»

1.Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук. Предварительно картинки называются взрослым.

2.По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

ИГРА С МЯЧОМ

Взрослый произносит  различные слоги, слова. Ребёнок должен на заданный звук поймать мяч, если звука не услышит, то отбить мяч.

свернуть

Пишем грамотно

развернуть

imagesГрамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Для современной общеобразовательной школы характерна  катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Устранением этих причин занимается учитель логопед-дефектолог в ПКПП. Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), в занятия включаются задания, направленные на их развитие. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся младших классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.

На занятиях по коррекции дисграфии у учащихся развиваются: фонематический слух, звуко-слоговая структура речи, словарный запас, оптическое восприятие и память, графо-моторные навыки. Дети делают меньше ошибок в письменной и устной речи, улучшается их почерк, оценки за диктанты и изложения становятся выше. И, как следствие, учащиеся становятся более успешными. 

Что  нужно делать родителям с детьми  дома?

Как можно больше читать.

 Пересказывать прочитанное близко к тексту.

 Больше рассказывать об увиденных случаях и событиях.

  Проговаривать скороговорки. 

Делать упражнения для пальцев.

Играть в «Цепочку слов». Придумать слова на последнюю букву предыдущего слова, можно усложнить игру: придумать слова на вторую букву (третью, четвертую и т.д.) предыдущего слова.

Можно ограничить слова тематикой (например, слова по теме «Транспорт», «Одежда», «Растения» и т.д.).  Придумать как можно больше слов на заданную букву. Более сложный вариант: придумать как можно больше слов, чтобы заданная буква была на втором ( третьем, четвертом, последнем месте).

Можно ограничить время (1 минута, 2-3 минуты и т.д.). 

По 5 минут в день обводить в кружок и зачеркивать пары букв: О-А, Б-Д, Т-Д, Ш-Ж, О-Е, И-У и т.д. Каждую пару по неделе. 

Читать вывески на магазинах в обратную сторону. 

Выложить из счетных палочек или спичек заданную фигуру. 

Нарисовать вторую половину предмета в точной симметрии.

 Выполнять различные виды штриховок.

 Графические диктанты (по клеточкам: 1 вверх, 2 – вправо, 3 – вниз и т.д.).

  Игра «Наборщик». Из букв длинного слова составить другие слова.

 Чтение текста через слово.

  Придумать предложение, в котором все слова начинались на одну букву. (Семенов Слава смотрел спортивные соревнования).

 Придумать любое предложение, сказать то же самое, но другими словами (нельзя использовать слова из первого предложения).

 Выбрать и прочитать из предложения (текста) слова с определенным количеством букв (3 буквы в слове, 4 буквы и т.д.).

 Писать шифровки слов, предложений, текстов, отрывков из книг:

  1. Пишется первая и последняя буква каждого слова, вместо всех остальных букв становятся черточки.
  2. Пишутся только гласные буквы, вместо согласных ставятся черточки.
  3. Пишутся только согласные буквы, вместо гласных ставятся черточки.
свернуть

10 простых советов учителя - дефектолога родителям

развернуть

unnamed (1)

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА УЧАЩЕГОСЯ (КЛАСС)

развернуть
поделиться в: