Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Устранением этих причин занимается учитель логопед-дефектолог в ПКПП. Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), в занятия включаются задания, направленные на их развитие. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности – внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди учащихся младших классов, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. Диагностика письменной речи учащихся младших классов показывает, что ошибки, встречающиеся в письменных работах, сложно отнести к какому-либо виду дисграфии (по классификации Р.И. Лалаевой), чаще всего встречаются смешанные виды дисграфии (например, дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза и аграмматическая с элементами акустической и оптической дисграфии). В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
На занятиях по коррекции дисграфии у учащихся развиваются: фонематический слух, звуко-слоговая структура речи, словарный запас, оптическое восприятие и память, графо-моторные навыки. Дети делают меньше ошибок в письменной и устной речи, улучшается их почерк, оценки за диктанты и изложения становятся выше. И, как следствие, учащиеся становятся более успешными.
Что нужно делать родителям с детьми дома?
Как можно больше читать.
Пересказывать прочитанное близко к тексту.
Больше рассказывать об увиденных случаях и событиях.
Проговаривать скороговорки.
Делать упражнения для пальцев.
Играть в «Цепочку слов». Придумать слова на последнюю букву предыдущего слова, можно усложнить игру: придумать слова на вторую букву (третью, четвертую и т.д.) предыдущего слова.
Можно ограничить слова тематикой (например, слова по теме «Транспорт», «Одежда», «Растения» и т.д.). Придумать как можно больше слов на заданную букву. Более сложный вариант: придумать как можно больше слов, чтобы заданная буква была на втором ( третьем, четвертом, последнем месте).
Можно ограничить время (1 минута, 2-3 минуты и т.д.).
По 5 минут в день обводить в кружок и зачеркивать пары букв: О-А, Б-Д, Т-Д, Ш-Ж, О-Е, И-У и т.д. Каждую пару по неделе.
Читать вывески на магазинах в обратную сторону.
Выложить из счетных палочек или спичек заданную фигуру.
Нарисовать вторую половину предмета в точной симметрии.
Выполнять различные виды штриховок.
Графические диктанты (по клеточкам: 1 вверх, 2 – вправо, 3 – вниз и т.д.).
Игра «Наборщик». Из букв длинного слова составить другие слова.
Чтение текста через слово.
Придумать предложение, в котором все слова начинались на одну букву. (Семенов Слава смотрел спортивные соревнования).
Придумать любое предложение, сказать то же самое, но другими словами (нельзя использовать слова из первого предложения).
Выбрать и прочитать из предложения (текста) слова с определенным количеством букв (3 буквы в слове, 4 буквы и т.д.).
Писать шифровки слов, предложений, текстов, отрывков из книг:
- Пишется первая и последняя буква каждого слова, вместо всех остальных букв становятся черточки.
- Пишутся только гласные буквы, вместо согласных ставятся черточки.
- Пишутся только согласные буквы, вместо гласных ставятся черточки.
свернуть