Профориентация

Памятка выбирающему профессию

развернуть

Выбор профессии—сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйся информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей,

внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется),

реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

  • Изучи глубже самого себя:
  • разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
  • Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически.
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив и активен в достижении намеченных целей.

Условие оптимального выбора профессии —зона оптимального выбора

 

ХОЧУ—стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ—возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО—потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.


Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)
  • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и – действуйте!

Личный профессиональный план учащегося

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Желаем успеха! Cоветы родителям

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках и т.д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
свернуть

Наиболее востребованные специальности

развернуть

Наиболее востребованные специальности

 в Вилейском районе

 

·        Агроном

·        Бухгалтер

·        Водитель автомобиля

·        Животновод

·        Зоотехник

·        Инженер

·        Оператор станков с программным управлением

·        Программист

·        Слесарь по ремонту автомобилей

·        Станочник деревообрабатывающих станков

·        Токарь

·        Тракторист

·        Электрогазосварщик

·        Юрисконсульт

 

Наиболее востребованные специальности

 в Минске и Минской области

 В столице наиболее востребованы рабочие специальности. Из общего числа вакансий на столичных предприятиях и в  организациях около 79% приходится на рабочие специальности.

 

Больше всего не хватает в Минске

·        каменщиков

·        маляров

·        плотников

·        бетонщиков

·        кровельщиков

·        облицовщиков-плиточников.

 

Востребованы:

·        бухгалтеры

·        водители автомобиля и погрузчика

·        грузчики, дворники и подсобные рабочие

·        контролеры-кассиры и продавцы

 

Наблюдается в столице дефицит

  • медицинских и педагогических работников
  • воспитателей и помощников воспитателей 

 Для повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы столичная служба занятости организует бесплатное профессиональное обучение и переобучение безработных граждан. Оно возможно по 33 профессиям, востребованным на рынке труда. В первую очередь на обучение направляются молодежь и инвалиды.

 

свернуть

Рекомендации родителям по профориентации

развернуть

1.Информацию о профессиональных планах ребёнка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2.Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связано.

3.Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4.Если Вас огорчает профессиональный выбор ребёнка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5.Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6.Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

 6 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

ШАГ 4. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь образное мышление, журналисту - умение связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.                 

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

А также вы можете найти информацию сайт Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи http://rcpom.edu.by.

ШАГ 5. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.

Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»

А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

 

 

 

 

 

 

свернуть

Типичные ошибки учащихся при выборе профессии

развернуть
  • Ориентация сразу на профессии высшей квалификации (ученый, дипломат, летчик-испытатель, организатор производства).
  • Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  • Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  • Перенесение отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию. 
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии

 

свернуть

Гродненский государственный аграрный университет

развернуть

Слуцкий государственный колледж

развернуть

Могилевский институт МВД

развернуть

Официальный сайт перейти...

свернуть

Полесский государственный университет

развернуть

Подробнее перейти...

 

свернуть

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

развернуть

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ»

кафедра истории и теории искусств

ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР

на специальность «Искусствоведение (изобразительное искусство)»

дневная форма обучения (4,5 года)

с присвоением квалификации «Искусствовед. Преподаватель»

Искусствоведческая подготовка дает необходимые знания и умения, позволяющие профессионально анализировать явления и процессы в области отечественного и зарубежного искусства.

Получив дипломы искусствоведов, выпускники Академии работают в газетах и журналах, на радио и телевидении, ведут экспозиционную, экскурсионную и научно-исследовательскую работу в галереях, музеях, архивах и других учреждениях культуры и искусства, преподают в средних и высших учебных заведениях, организуют и координируют разнообразные художественные проекты современного искусства.

АБИТУРИЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ: сертификат ЦТ по белорусскому (русскому) языку; сертификат ЦТ по истории Беларуси,

а также пройти вступительные испытания по творчеству:

I  этап — письменный анализ художественного произведения,

II       этап — история белорусского и зарубежного изобразительного искусства,

III    этап — коллоквиум (собеседование) по вопросам современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства и дизайна).

 Сроки приема документов с 8 по 15 июля 2016 г.

Сроки проведения вступительных испытаний с 16 по 25 июля 2016 г.

! Возможны изменения дат (уточнить информацию можно по контактному телефону приемной комиссии: 8044 5737450 (велком).

Программы вступительных испытаний и другую нужную информацию можно получить у сотрудников кафедры истории и теории искусств.

Пишите нам по E-mail gitm@bdam.by

 Контактная информация:

Заведующий кафедрой Карпенкова Мария Леонидовна тел.+375295633630

Тел.кафедры истории и теории искусств 3957052

Сайт БГАИ: www.bdam.by

свернуть

Факультет физического воспитания БГПУ им. Максима Танка